Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из основных компонентов материальной базы мировой экономики является транспорт. Покупка транспортных услуг или их продажа на мировом рынке означает участие транспорта в операциях невидимого импорта или экспорта.
Во всем мире интерес к проблемам и особенностям международного частного права остается неизменным. Разнообразие форм и видов международных коммуникаций, в которых участвуют юридические лица и граждане, интернационализация гражданского оборота и возрастание географии интеграционных процессов определяют необходимость совершенствования механизмов и институтов международного частного права. Их своевременное и адекватное применение, обращение к средствам международного частного права, показывает, что все более необходимо предотвратить столкновение иностранных и российских законов, создать новые правовые основы для сотрудничества и укрепить защиту интересов и прав участников в международном частном праве.
Глава 1. Теоретические основы организации воздушных перевозок
1.1 Понятие и особенности воздушных перевозок
В современном обществе существует несколько совершенно независимых видов транспорта. Их разделение связано с различными транспортными средствами, на которых перевозятся грузы и пассажиров, а также с различной естественной средой их эксплуатации. Транспортная система России – это большой и сложный экономический комплекс по всей стране. Она включает в себя: наземный транспорт (железнодорожный, дорожный), водный (морской и речной), воздушный и трубопроводный.
Понятие воздушный транспорт существует как альтернатива наземному и водному транспорту с использованием другой транспортной среды. Воздушный транспорт имеет определенные преимущества перед другими видами транспорта:
- высокая скорость передвижения пассажиров и грузов;
- сокращение пути, что оказывает значительное влияние на экономию времени при доставке пассажиров и товаров;
- скорость организации воздушного движения;
- высокая маневренность и приспособляемость воздушного транспорта к различным объектам транспорта, на их сезонные колебания.
Особая роль воздушного транспорта определяется также регулярностью и универсальностью транспорта независимо от времени года и климатических условий, а также высокой грузоподъемностью самолетов.
Понятие воздушный транспорт широко распространен на практике и, таким образом, обозначает транспортную деятельность в воздушном пространстве с самолетами в качестве подвижного состава воздушных судов. Традиционно термин авиация используется для обозначения деятельности в воздушном пространстве.
Авиационная деятельность имеет разные цели, задачи и средства ее реализации. Одной из важнейших целей авиаперевозок являются мероприятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей физических и юридических лиц в авиаперевозках и защиту их прав на безопасный, качественный и экономичный воздушный транспорт. Эта цель достигается за счет использования гражданской авиации, которая, в свою очередь, делится на общую, безвозмездную авиацию и коммерческую гражданскую авиацию. Основной целью коммерческой гражданской авиации является платная перевозка пассажиров, багажа и грузов.
Под воздушным транспортом понимается как транспортное движение в воздушном пространстве груза или человека, осуществляемое движением самолета по заданной воздушной линии (маршруту).
Традиционно существуют два основных вида воздушного транспорта – национальный и международный. Внутренний воздушный транспорт – воздушный транспорт, в котором находятся место вылета, пункт назначения и все точки посадки на территории Российской Федерации. Международный воздушный транспорт признается, если пункт назначения, независимо от того, есть ли перерыв в перевозке или перегрузка, или нет, находятся либо на территории двух государств, либо на территории одного государства, если пункт посадки предусмотрен на территории другого государства.
Внутренние рейсы, в свою очередь, могут быть регулярными или нерегулярными, межрегиональными и внутрирегиональными, а также деловыми и корпоративными.
Регулярный воздушный транспорт – перевозка на регулярных рейсах, то есть на самолетах, выполняемых в соответствии с опубликованным по установленному порядку расписанием, в том числе перевозка на дополнительных рейсах, то есть на рейсах, выполняемых в дополнение к расписанию по дате и тому же маршруту, по которому выполняется регулярный рейс. Нерегулярный воздушный транспорт – перевозка, осуществляемая на внеплановых (чартерных) рейсах, то есть на самолетах, выполняемых вне опубликованного плана по договору воздушного транспорта, заключенному между заказчиком и авиакомпанией или другим оператором.
1.2 Правовое регулирование воздушных сообщений
Прежде чем касаться вопроса о авиаперевозках в международном праве, целесообразно указать, что такое, по сути, международные авиаперевозки.
Наиболее точное определение, содержится в Чикагской конвенции 1944 года. Согласно этому правовому документу, регулярные авиационные службы являются международными авиационными службами, осуществляемыми через воздушное пространство над территорией нескольких государств (более одного) .
В данном источнике также указывается на цель международных авиаперевозок: они могут осуществляться для пассажирских, почтовых или грузовых перевозок.
На основании определений, изложенных в Конвенции, можно сделать вывод, что международные авиаперевозки – это юридически формализованное соглашение между двумя государствами об использовании вышележащего воздушного пространства, то есть, по сути, это международные перевозки.
Следует отметить, что регулирование международных авиаперевозок основано на таком важном и незыблемом принципе международного права, как исключительный суверенитет государства над своей территорией. То есть каждое государство имеет суверенитет, который применяется ко всему воздушному пространству, расположенному на его территории.
Несмотря на то, что при установлении правового режима воздушного пространства национальное законодательство по-прежнему имеет более высокий приоритет, государство при осуществлении воздушных коммуникаций обязано учитывать международные обязательства, влияющие на международные воздушные коммуникации.
Глава 2. Практические аспекты правового регулирования воздушных перевозок
2.1 Правовые вопросы международных полетов
Международное воздушное пространство находится над Открытым морем, международным проливом и архипелаговыми водами, а также над Антарктикой.
Принцип свободы в открытом море связан с принципом свободы открытого воздушного пространства над ним. Все государства, независимо от того, находятся они на побережье или нет, имеют право свободно, то есть без разрешения кого-либо, летать в открытом море и не приобретать суверенных прав на это воздушное пространство.
Однако эта свобода реализуется государствами с учетом основных принципов международного права и, следовательно, предполагает применение ряда общепринятых правил .
Государство сохраняет свою юрисдикцию по самолетам, зарегистрированным им в международном воздушном пространстве. Полномочия другого государства не распространяются на этот воздушный корабль, что также означает, что нарушение полета этого воздушного судна недопустимо.
Государства обязаны не допускать, чтобы их самолеты угрожали безопасности полетов самолетов других государств, а также безопасности судоходства .
С этой целью государства заключают договоры о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним. В частности, имитация атак путем имитации применения оружия против самолетов и кораблей не допускается. Проведение опасных перелетов иностранных морских судов с помощью военных самолетов и других действий, представляющих опасность как для полетов в воздушном пространстве, так и для судоходства в открытом море.
2.2 Правовые источники регулирования международной воздушной перевозки
Международное воздушное право - совокупность международных правовых норм, регулирующих отношения государств в сфере использования воздушного пространства, организации воздушных коммуникаций, коммерческой деятельности и обеспечения безопасности гражданской авиации .
Каждое государство имеет полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством в своей сухопутной территории и акватории. Другими словами, воздушное пространство в установленных пределах является неотъемлемой частью государственной территории.
Правовой режим воздушного пространства государства определяется национальным законодательством. Однако в то же время государство учитывает международные обязательства, связанные с международными воздушными коммуникациями.
Характерной особенностью правовых норм в сфере международных авиаперевозок является то, что основные транспортные проблемы решаются в международных соглашениях (конвенциях), содержащих единые нормы, которые единообразно устанавливают условия для международных авиаперевозок пассажиров, багажа и грузов.
При отсутствии единых материальных правил они обращаются к правилам национального права в соответствии с противоречивыми правилами конвенций или национального законодательства.
Во время выполнения международных авиаперевозок при отправке товаров они руководствуются правом страны вылета, при выдаче товаров в конечной точке – правом страны назначения. В других случаях применяется право страны перевозчика или право страны суда.
Международное право и национальное право – две независимые правовые системы не существуют изолированно друг от друга. На формирование норм международного права влияют национальные правовые системы, которые отражаются и учитываются во внешней политике и дипломатии государства. Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство .
Нормы международного права создают права и обязанности для его подданных, то есть прежде всего для государств и государственно-подобных единиц. Официальные органы государства, его юридические лица и физические лица непосредственно не подчинены нормам международного права.
Для обеспечения фактического выполнения международных обязательств на национальном уровне принимаются меры по включению международных правовых норм в национальные законы и нормативные акты.
Лица международного права не могут ссылаться на свое законодательство, чтобы оправдать свое несоблюдение международных обязательств. Международные обязательства, взятые на себя государствами, должны соблюдаться ими добросовестно .
В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства, так как законы многих государств устанавливают правило, согласно которому в случае расхождений между положениями национального законодательства и международными обязательствами государства осуществляют международные обязательства.
Заключение
Международной воздушной перевозкой является воздушное сообщение, осуществляемая для перевозки пассажиров, грузов и багажа из одного государства в другое на основе международного соглашения о авиаперевозках.
Эти перевозки осуществляются на основе международных единых конвенций, норм национального законодательства государств-участников перевозок, а также двусторонних соглашений между этими государствами о пересечении своих суверенных воздушных границы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.) (с изменениями и дополнениями), [Электронный ресурс] //Система ГАРАНТ
2. Конвенция о регулировании воздушных передвижений, подписанная в Париже 13 октября 1919 года// http://docs.cntd.ru/document/901976800
3. "Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок" (вместе с "Дополнительным протоколом") (заключена в г. Варшаве 12.10.1929) (с изм. от 18.09.1961)
4. Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (Заключено в г. Минске 12.12.1991 – 25.12.1991) // Бюллетень международных договоров. 2000. – № 7. – С. 3–7.
5. "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
6. Федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок" от 03.04.2017 N 52-ФЗ (последняя редакция)
7. Бордунов В. Д. Международное воздушное право: учеб. пособие. – М.: Авиабизнес: Научная книга, 2017
8. Бордунов В. Д., Котов А. И., Малеев Ю. Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 2013
9. Бордунов, В.Д. Международное воздушное право / В.Д. Бордунов. - М.: Авиабизнес, 2018. - 845 c.
10. Дежкин В. Н. Правовое регулирование международных воздушных сообщений. М., 2014
11. Елисеев Б. П., Свиркин В. А. Воздушное право: учеб. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс», 2017
12. Елисеев Б. П. Воздушные перевозки: законодательство, комментарии, судебная практика, образцы документов. – Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2014
13. Игнатенко Г.В. Международное право: учеб. для вузов / отв. ред. проф. Г. В. Игнатенко и проф. О. И. Тиунов. – М.: НОРМА, 2017. – С. 513
14. Международное право: учеб. для вузов / отв. ред. проф. Г. В. Игнатенко и проф. О. И. Тиунов. – М.: НОРМА, 2016. – С. 111.
15. Соловьева Т. Л. К вопросу государственного регулирования на воздушном транспорте // Научный вестник МГТУ ГА. – 2016. – № 170
16. Тальцева Л. А. Коллизионные нормы в области договорных отношений международной воздушной перевозки // Журнал российского права. – 2018. – № 8. – С. 56